Баки Урманче









Народный художник Татарстана и Российской Федерации, заслуженный – Казахстана, лауреат госпремии имени Габдуллы Тукая Республики Татарстан Баки Идрисович Урманче родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль Черкене ныне Буинского района Татарстана и прожил большую плодотворную жизнь. Нагорная сторона Поволжья известна своими культурными устоями, обычаями, развитым художественным творчеством.

Он был четвертым ребенком, первым сыном и рос в счастливой семье имама деревенской мечети Идриса и мастерицы-вышивальщицы Махджубы Урманче, имел шесть сестер, двух братьев. Дед его Хасан Урманче жил трудом красителя. Вышивка и ткачество, рисование узоров, народные промыслы были неотъемлемыми занятиями и в семье Урманче. Рисовал и лепил он с самого раннего детства. Десяти лет он приехал в Казань с уже оформившимся желанием научиться хорошо рисовать. Но в медресе рисованию не учили, а двери Художественной школы для татар были практически закрыты. Б.Урманче много ездил по стране. В юности он был шахтером Донбасса, рабочим Надеждинских заводов на Урале, учителем на Тамбовщине, в годы первой мировой войны служил в Средней Азии.

Лишь после Октябрьской революции, в 1918 году, работая в Глазове школьным инспектором, он получает первые уроки рисования в местной художественной студии,

Он стоял у истоков татарского профессионального изобразительного искусства. Это первый художник из татар, получивший высшее профессиональное образование в советском художественном вузе: сначала в Казанских свободных художественных мастерских, куда он поступил в 1919 году, затем во ВХУТЕМАСе в Москве. Во ВХУТЕМАСе Урманче учится на двух факультетах, скульптуре – в мастерской А.Голубкиной, и живописи – у А.Шевченко.

В 1926 году, закончив институт, художник возвращается в Казань. Работает завучем и преподавателем Художественной школы (в те годы – техникума), создает и собственные полотна, организует художественно-керамические мастерские, пишет статьи, делает иллюстрации, читает лекции и руководит секцией искусства в Доме татарской культуры.

В 1929 году Баки Урманче попал под первую волну сталинских репрессий и по обвинению в национализме с младшим братом Хади попал в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), удалось вернуться ему одному через 5 лет. В Казани прежней жизни уже не было и художник перебирается в Москву, со временем его принимают в Союз художников, посылают в творческие командировки на нефтепромыслы Башкирии, шахты Донбасса, его работы получают признание.

В 1934 году он принял участие в Первой выставке молодых художников России.

В 1937 году художника принимают в члены Московского отделения Союза художников, приглашают работать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

С 1941 года Б.Урманче живет и работает в Алма-Ате (Казахстан). Лучшие работы того времени по живописи и графике созданы художником именно там: портреты Абая, Амангельды, Ауэзова, картины, пейзажи, натюрморты и др.

С 1952 года – Самарканд, Ташкент.

После долгих лет скитаний по Подмосковью, Белому морю, Средней Азии Урманче удачно работает по оформлению Декады татарского искусства и литературы в Москве в 1958 году. Заложив начало новому факультету скульптуры в Ташкентском художественном институте, 60-летний Б.Урманче едет на родину, в Казань.

Возвращение в родные места стало для него могучим импульсом творческого вдохновения, катализатором, который вызвал к жизни новые качества его творчества.

В Казани создаются основные скульптурные работы, портреты деятелей татарской культуры.

В 1976 году он создает в родных местах поэта Габдуллы Тукая, в селе Кырлай, уникальный Тукаевский комплекс, в котором все – от здания музея и скульптурного изображения Тукая перед ним до декоративного оформления и воплощений персонажей, созданных поэтом и населяющих парк, - выполнено по единому замыслу и проектам Урманче.

Умер Баки Идрисович Урманче 6 августа 1990 года, прожив девяносто три года, умер в зените славы, при жизни став классиком татарского изобразительного искусства.